Обновлено: 16.01.2014

Кукла  своими  руками

(Изготавливаем народную тряпичную куклу)

          Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад  —  это подтверждают раскопки под Новгородом.

         Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с использованием старинных техник и технологий.

         Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса – волосяная либо кудельная (то есть сделанная из льна или пеньки), наряд из пестрых лоскутков – вот такая была кукла.

         Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения.

         Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

         Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

         Для каждого ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой – строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

         Как же таких кукол сделать самому или вместе с родителями (мамой, бабушкой)? Я предлагаю изготовить «куклу-закрутку». Задача такая: научить закручивать столбик, завязывать узелки на уголках салфетки, развивать умение украшать куклу, делать ее выразительной и своеобразной. Придумывать творческие рассказы по игрушке, развивать фантазию, воображение, используя имеющиеся знания о русских народных традициях. Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы старинного быта (коромысло, ухват, колыбель, пава-лебедушка, горница, кушак).

Поэтапность изготовления куклы:

1 этап. Сначала мы изготовим столбик. Для этого возьмем ткань, согнем ее с двух сторон, чтобы столбик получился прочный и ровный, и скрутим ткань плотной колбаской. Теперь нужно в двух местах перевязать столбик. Это у нас получилось туловище. Чтобы вам было легче это сделать, помогите друг другу.

2 этап. На один конец столбика положим кусочек ваты. Это будет голова куклы.

3 этап. Свернем квадратную белую ткань уголок к уголку, чтобы получился треугольник. Приподнимем один уголок и вложим туда наш столбик вместе с ватой.

4 этап. Теперь мы выделим голову. Для этого ниткой перевяжем ту часть, где у нас вата.

5 этап. Сейчас мы сделаем нашей кукле руки. Чтобы они получились красивые, нужно загнуть края ткани вовнутрь.

6 этап. Еще раз перевяжем ниткой, сделаем кукле талию.

7 этап. Осталось выделить кисти рук. Для этого перевяжем ниткой уголки рук.

8 этап. Чтобы кукла получилась нарядной, сделаем ей юбочку. Нужно присборить гармошкой ткань, обмотать ее вокруг талии и завязать поясок. Наша кукла почти готова. Дома мама поможет вам украсить блузку и сделать волосы. Посмотрите на свою куклу. Какая она? Какой у нее возраст? Какой у нее характер? Выберите для своей куклы имя. Придумайте рассказ, сказку о своей кукле. Создайте композицию из различных кукольных персонажей.

 

Материалы для игр:

Присловье на сон

Куклу-малыша запеленаем, завяжем поясок и, укладывая в люлечку, приговариваем: «Спи, засыпай, моя ягодка, спи-ка, усни, моя изюминка! Спи-засыпай, свои глазки закрывай! Мимо ангелы летели, детку крылышком задели. Они крылышком задели, дочке (сыночку) спать скорей велели!»

Колыбельные песни

Ритмично, неторопливо покачиваем нашу люлечку («зыбочку») и начинаем сначала «байкать»: «А-а-а! Бай, бай, бай! Лю-лю-лю!», а потом тихонько, вполголоса напевать колыбельную песенку:

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Прилетели гуленьки,

Садились на люленьку.

Стали гули ворковать:

 — Как нам Ваню утешать?

Одна гуля говорит:

— Надо Ваню накормить.

А другая говорит:

— Молочком будем поить.

Третья гуля говорит:

— Надо Ваню усыпить.

Стали гули ворковать,

Стал Ванюша засыпать.

 

Игра «Полетели»

Берут «ручки» куклы-малыша в свои руки и машут – делают вид, что летят. Когда «полетели по полю» — нужно широко-широко раскрыть ручки, чтобы показать, какое широкое поле. Потом: «сели на головушку и головку клюют: «кук-кук-кук» — сделать вид, что «клюют».

Игра «Котик ниточки мотает»

Берем ручки куклы в свои. «Ребенок» с помощью «мамы» вращает ручки, зажатые в кулачки, одна вокруг другой, делая вид, что мотает нитки. «Мама» приговаривает так:

Котик ниточки мотает,

На клубочек навивает (повторяем несколько раз).

 

Игра «Скачки на коленях»

Ребенок изображает взрослого, кукла – малыша. «Малыш» усаживается на колени к «взрослому» и тот имитирует на своих коленях скачку на бешеном коне, по сюжету песенки. В конце колени разводятся в стороны, и кукла внезапно проваливается между колен ребенка!

 

Ехали гусары, гусары, гусары,

Ехали уланы, уланы, уланы,

Ехали казаки, казаки, казаки,

(говорком)

По гладенькой дорожке,

По гладенькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам, по ухабам,

По мостику, по мостику, по мостику –

Бух в ямку!

 

Кистень Наталья Андреевна

Воспитатель логопедической группы №5