Обновлено: 14.05.2014

Развитие речи детей в первые годы жизни

Елена Петровна Осипова
Учитель-логопед

        Развитие речи ребёнка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут  благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить.

       Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы, но и рядом других причин:

  1. Новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;
  2. У него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
  3. Ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
  4. Язык развивается в условиях социального общения между людьми, между новорожденным и окружающими его людьми. Социальные связи еще не установились, их надо установить.

         Руководство развитием речи детей должно вестись в этих направлениях. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин,

обуславливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста, часто кроются в условиях их жизни на этом раннем этапе.

          До овладения  словом ребенок проходит подготовительный период, имеющий громадное значение для развития его языка. С первых дней своей жизни он становится на путь упражнения своего голосового аппарата. Эти первые голосовые упражнения еще не составляют речи, а  являются лишь рефлекторными звуками, оказывающими громадное влияние на развитие речи.

         Произнося непроизвольные звуки, ребенок одновременно слышит их и учится постепенно   располагать свои органы речи так, чтобы произносить звуки произвольно.

         Первые звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими главным образом из гортанных и губных звуков: гх, мг, бг и т.п. Ребенок гулит.

В  4-5 месяцев произносимые им звуки становятся членораздельными, приобретают элементы слов, ребенок овладевает слогами: ма, па, га, фу и т.д. Он вступает в период лепета.

            По сравнению с гулением лепет является более сложным видом упражнения речи, но того же

рефлекторного характера.

          Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер, являются выразителями его внутренних сил и состояний, причем крик – выразитель отрицательных эмоций, а гуление и лепет – положительных, радостных эмоций. В них участвуют моторные механизмы не одного речевого, но и всего моторного аппарата: младенец не только кричит, гулит или лепечет, но и энергично жестикулирует, меняет свою мимику. Беспрепятственное развитие всего моторного аппарата оказывает огромное влияние на развитие языка ребенка.

        Каждый, наблюдавший детей, знает, что голосовые упражнения младенца появляются исключительно во время его радостного возбуждения. Дети неблагополучные, страдающие, зябнущие, томящиеся в одиночестве не гулят и не лепечут. Удовлетворенное, радостное самочувствие младенца – основное условие для беспрепятственного развития языка.

        Орган слуха при развитии речи играет первенствующую роль. Ребенок жадно ловит звуки, раздающиеся вокруг него, прислушивается к ним и стремится им подражать. Но главная роль принадлежит, конечно, человеческому голосу. Мать сознает это если не умом, то чутьем, и она неумолчно говорит со своим ребенком, хотя знает, что он ее еще не понимает.

        Необходимо создать условия, которые не мешали бы детям воспринимать звуки и соответствующим образом на них  реагировать. Интересы жизни детей требуют фона тишины. 

Среди непрекращающегося шума звуки не дифференцируются, ребенок  не слышит самого себя, не слышит слов взрослого и они не доходят до его сознания.

         К концу первого года приготовительные физиологические упражнения голосового аппарата в основных своих проявлениях заканчиваются и ребенок переходит к сознательной подражательной речи. Настает момент, когда он сознательно произносит первое слово, связав его с определенным, им хорошо усвоенным, представлением. У ребенка постепенно образуется ассоциация между зрительным представлением того или другого предмета и слуховым выражением в слове.

         В первую очередь устанавливается понимание слышимого слова.  Способность понимания речи проявляется раньше способности активного ее употребления. К концу первого года ребенок обычно активно владеет уже 8-10 словами. Содержание для этих первых слов доставляет окружающая его конкретная действительность, в первую очередь лица, предметы, вещи, с которыми он имеет частое общение и которые имеют для него личное значение.