Обновлено: 01.10.2015

Польза  ручного труда в развитии детей с задержкой психического развития.

Маевская Елена Игоревна

Учитель-дефектолог

                        Уважаемые взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки!

Тема нашего разговора на первый взгляд очень проста и незначительна, но это только на первый взгляд. Побеседуем о пользе ручного труда в развитии детей с задержкой психического развития.

       Мне уже слышится ваш вопрос:  «Какой ручной труд?»    Ведь нашим детям необходимы занятия, развивающие интеллект. Но так ли это? Вы когда-нибудь задумывались почему мы не даем нашим детям ножницы,  бумагу, клей, пластилин, иголки, нитки, цветной песок, выжигательный аппарат и многое другое? Мы, взрослые боимся, что не уследим за ребенком, он может пораниться, измазаться, что-нибудь проглотить, ведь в это время нас, как правило, не бывает рядом, мы заняты своими делами. Боимся, что будем нервничать и раздражаться, если у ребенка в пятый, в десятый раз не будет получаться. Не хотим лишней  уборки, стирки,  не хотим тратить свое драгоценное время.

Я  постараюсь доказать вам, что занятия ручным трудом  просто необходимы для успешного развития и положительного  эмоционального состояния наших детей.

 Итак:

  • Ученые физиологи выявили органическую связь между пальцами рук и центрами головного мозга. Поэтому работа рук повышает стимулирует деятельность мозга.
  • Уже давно доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук тесно связано с уровнем развития речи. Наблюдается определенная закономерность: если сформированность тонких движений пальцев рук соответствует возрастной норме то и речевое развитие будет находится в пределах нормы, а если развитие пальцев недостаточное, то и  в речевом развитии может наблюдаться задержка.
  • Существует взаимосвязь между развитием рук и развитием интеллекта. Тонкая работа пальцев рук, во время занятий ручным трудом заставляет ребенка думать, способствует совершенствованию головного мозга.
  • Изготовление поделки любой сложности  учит ребенка умению анализировать задание, выделять главные и второстепенные детали сравнивать элементы, части, заготовки.
  • На занятиях ручного труда ребенок научится планировать свою деятельность, потому что  последовательность в работе  способствует обучению планирования.
  • Будет развиваться зрительная и слуховая память, ведь ребенку

придется запоминать ряд инструкций, последовательность определенных операций, очередность использования инструментов и многое другое.

  • Внимание ребенка станет более устойчивым и концентрированным, появится усидчивость и сосредоточенность.
  • Во время выполнения заданий ребенку предлагается найти свой способ его выполнения, а так же его оформление – это значит, что все активнее будет развиваться воображение .
  • От занятия к занятию будет улучшаться глазомер, точность и координация движений.

Какой же вывод мы сделаем из всего  выше сказанного?

Клейте и вырезайте, шейте и вышивайте, лепите и складывайте, выжигайте вместе с вашими детьми. Не упустите возможность достаточно легко и непроизвольно способствовать развитию речи, мышления, памяти, внимания, воображения детей в увлекательных занятиях ручным трудом.     

                                                                           Желаю успеха.